Вот уже месяц, как я в раздумьях по поводу сложившейся ситуации.
Извечные вопросы: "что делать?", "кто виноват?", "а виноват ли?"
требуют какого-нибудь решения.
В общем, по-порядку.
Обсуждая еще в 2000-ном году политику выдачи термовской
информации другим ресурсам, мы (администраторы) сошлись на том, что
текстовое значение температуры вывешивать на сайте не будем,
а всем желающим при поступлении от них запроса выделяем
уникальные номера и выдаем скрипт для кнопки с температурой.
Разделение на текст и картинку идет оттого, что заинтересованному
лицу намного сложнее написать программу, имитирующую браузер и
скачивающую картинку с последующим анализом ее содержимого,
чем просто в определенном месте в html
документе выкусить несколько цифр.
Впрочем, в принципе вся затея
с добычей информации нелегальным путем до данного момента была бессмысленна,
поскольку не было случая, чтоб мы не выдали кому-нибудь код для кнопки.
Более того, мы почти всегда высылали полный архив логов измерителей
температуры, если кому требовалось.
Где-то в середине января 2004 года после старта очередной "Серебряной Мыши"
(конкурса Интернет ресурсов) я решил посмотреть на участников и оценить,
насколько за год продвинулся Карельский сегмент рунета. Нашел несколько
приятных работ!
Кроме этого в списках постояльцев, лелеющих надежду на победу, обнаружил
еженедельник бесплатных объявлений vse.karelia.ru, а также среди новых
участников сайт "Столица на Онего". Не спорю, ресурсы достойные (хоть мне
и не нравится внешний вид пилькающей Столицы).
Внимание к этим двум сайтам объясняется тем, что у обоих в структуру
любой странички вписывается светло-синяя кнопка термы с
онлайновой температурой по г.Петрозаводску. Причем, самое неприятное, что без
гипертекстовой ссылки на источник.
Я не знаю, чем руководствовались веб-администраторы Алексей Варавва и
Михкель Алатало, действуя таким образом.
Может, поднятием рейтинга в различных поисковых системах за счет
уменьшения количества ссылок, ведущих наружу сайта. Вряд ли.
За качественную индексацию стоит бороться только когда ресурс
предназначен для большого числа
посетителей. В то время как круг читателей "Столицы" и пользователей
городской доски объявлений практически ограничен жителями
города и им сочувствующими.
Проблема публикации неавторских документов не нова и преследует создателей
и держателей ресурсов в Интернете
непосредственно с момента начала его бурного развития. Казалось бы, если
уж берешь что-то без разрешения, то делай это так, чтоб никто об
этом не знал.
Впрочем, тут есть два способа поведения в России: либо не нарушать авторские
права совсем, либо нарушать, но чуть-чуть. Например, можно нарушать их по
отношению к англоязычным ресурсам, не спрашивая разрешения на перевод или
перепечатку материалов и ставя ссылку на источник, но
полностью следовать норме закона (хотя они никого не защищают) в зоне ru.
Сейчас подумалось: хорошо быть китайцем, поскольку публикуй на своем сайте все, что хочешь,
все равно никто не узнает первоисточник.
В 2000-ном году, проходя курсы повышения квалификации по юриспруденции,
выбрал себе тему для курсовой "Правовые основы деятельности в сети Интернет".
Пришлось прочитать несколько статей в околонаучных юрдических журналах.
Вывод, как о ожидалось, был такой: авторство в Интернете очень сложно
защитить. Для этого надо предпринимать много усилий заранее, чего делать
никто не любит (например, визировать рукопись у нотариуса сразу после
ее написания). Кстати, выяснилась интересная подробность: в судах к
письму по электронной почте почте относятся как к документу... Поразительно,
однако, ведь можно очень легко встроить текст письма в базу данных
почтового клиента так, чтоб казалось, что оно было получено в начале 1913 года,
и просто затерялось среди других писем...
Возращаясь к обсуждаемой теме, отмечу, что
можно было бы попробовать напакостить упомянутым ресурсам, благо знаний,
умений и эксплойтов в И-нете навалом. Под это дело можно было даже
модифицировать скрипт, выдающий кнопки с немного измененным внешним видом в
случае "левого" реферера (странички, вызывающей рисунок).
Но что это даст?!
Говорить о недополученной выгоде для термы (например, сказавшейся
на отсутствии посетителей со "Все" и "Столицы", хотя они могли бы быть)
тоже нет смысла.
Почему-то у меня нет сомнений в том, что через пару дней
после выхода этой статьи проблема сама собой разрешится.
Но ведь дело не в этом. Культура сетевого общения или сетевой этикет
подразумевает полное неодобрение подобных фактов.
Если человек решил работать в этой среде, создавать ее, то он должен
придерживаться определенного стиля поведения, поддерживая и развивая
этим общественную мораль.
В общем, цель данной статьи - привлечь внимание общественности, немного
пожурить владельцев провинившихся ресурсов, а также увеличить
количество посещений нашего сайта на 30 человеко-браузеров, прочитавших
это воззвание.
Опять же вспоминается
главное правило жизни: поступай с людьми так, как ты хочешь, чтоб они
поступали с тобой.
Алексей Мощевикин,
12 февраля 2004г.
PS: Данный вопрос уже урегулирован (март 2004 года), извинения принесены,
код баннеров выдан, баннеры термы на указанных сайтах
показываются на легальной основе.